Большинство детей в двенадцать месяцев начинают ходить.
Но все очень индивидуально. Одни малыши встают, не пройдя периода
ползанья, так им не терпится. Другие по долгу оттачивают каждый новый
навык: ползанье, вставание, хождение вдоль мебели, хождение за ручку и
т.д. Обычно дети начинают ходить до 1,5 лет. Начать беспокоиться и
обратиться к врачу следует, если в этом возрасте ребенок еще не сидит и
не ползает.
Вначале малыш делает несколько неуверенных шагов, потом количество
шагов увеличивается, а к ним прибавляется уверенность. Начало ходьбы
сопровождается падениями, ударами. Будьте спокойны, если уверены, что
малыш не пострадал. Просто переключите его внимание на что-нибудь
интереснее. Тогда и он будет спокойно переносить эти незначительные
неприятности. Такое ваше поведение воспитывает в ребенке стойкость к
неприятностям, характер.
Начав ходить, кроха не может остановиться. Он сотый раз проходит один и
тот же маршрут по комнатам, не проявляя усталости. А вы ходите за ним
как привязанная, страхуя на поворотах. Ведь ходьба крохи еще не
совершенна и он моет упасть. Его практически невозможно усадить за стол
и накормить. Вследствие того, что малыш стал больше двигаться, в массе
он прибавляет меньше. Встает из сидячего положения, придерживаясь за
что-нибудь.Навыки речи и ходьбы – 2 основных этапа развития ребенка этого
возраста. Они немного конкурируют друг с другом, так как малыш
концентрируется на одном действии. Поэтому ребенок, который хорошо
ходит, может меньше говорить. А ребенок, который позже встал, больше
знает слов. Словарный запас ребенка этого возраста расширяется несильно
или остается прежним. Кроха знает название предметов, имена родных и
показывает их, если его попросить. Пассивный словарь ребенка
расширяется. Кроха проявляет все больше самостоятельности. К примеру, ему намного
интереснее самому орудовать с ложкой и тарелкой с едой, чем позволять
вам себя кормить. Малыш познает мир в этом возрасте через игры. Малыш
повторяет ваши действия, действия и звуки животных. Находит общий язык
со сверстниками. Малыш может проявлять свое отношение к людям,
предметам, еде, игрушкам, действиям и т.д. Что-то ему нравится, а
что-то нет. Что-то вызывает восторг, а что-то безразличие или
неприятие. Ребенок любит играть вместе с родителями, собирать с ними
пирамидку, кидать мяч, рассматривать картинки в книжке и т.д. Ребенок понимает, что ему говорят, о чем просят. Выполняет простые
просьбы. Может сочетать простые слова в короткие предложения, типа
«баба дай». Узнает животных в книжке. Память события сохраняется на
длительное время. Малыш играет в сюжетные игры. Появляется чувство
юмора. Малыш понимает как получить от родителей желаемое. Может
требовать чего-то. Понимает какое действие совершает знакомый предмет:
молотком стучит, утюгом гладит, ложкой ест и т.д.
Играем с малышом
Помогите исследователю: Годовалый малыш - это активный
экспериментатор, которому необходимы условия для проведения его исследований.
Постарайтесь сделать так, чтобы окружающая обстановка располагала его к этим
занятиям. Поставьте в комнате коробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом
игрушки или привяжите к ним ленточки, чтобы малыш мог дергать за них. Интересуйтесь открытиями ребенка: Когда ребенок обнаружит что-нибудь
любопытное - тень на стене, шуршащий кусочек фольги, гладкий теплый камешек,
расскажите ему об этих предметах. Чем больше вы проявляете интереса к находкам
малыша, тем энергичнее он продолжает свои поиски. Время игр Новые открытия Прогулка под радугой: Повесьте в дверном проеме полоску из
разноцветного картона длиной два метра и снизу закрепите ее концы. У вас
получится радужный свод. Благодаря "радуге" ребенок узнает о
расположении вещей в пространстве. Он попытается проползти под ней, пройти туда
и обратно и прокатить игрушки на колесиках. Малыш узнает, какого роста и
размера его собственное тельце. Сито для песка: С ситом очень интересно играть в песок. Ребенок без
труда удерживает сито в руках. Поднимая его на разную высоту, малыш с
любопытством наблюдает, как сквозь дырочки сыплется песок. Сделайте картонную горку: Согните кусок картона так, чтобы получилась
небольшая горка. Покажите малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей
съехать вниз. "Новая" игрушка: Свяжите веревочкой несколько старых погремушек,
мелких игрушек и коробочек. У вас получится забавная игрушка, которую можно
дергать за веревочку. Вскоре малыш принесет новые предметы, чтобы вы и их
привязали. Поиски: Поиграйте с малышом в прятки. Вы должны спрятать игрушку, а
он будет ее искать. Чем чаще вы повторяете названия игрушек, тем быстрее малыш
осваивает речь. Старшие друзья: Если у вашего малыша нет ни братьев, ни сестер,
пригласите в гости детей дошкольного возраста. Малыш будет повторять их
действия, и вы удивитесь, как много нового он узнает. Игра с кубиками: Большие картонные кубики без одной стороны станут
прекрасным подарком ко дню рождения. Их можно использовать по-разному -
строить, складывать в них мелкие предметы, вставлять друг в друга. Каракули: Высокий стульчик со столиком - отличное место для
рисования. Поскольку вашему ребенку интереснее повертеть в руках карандаш или
цветной мелок, а не создавать произведение искусства, дайте ему для рисования
использованную бумагу или газету. Дочки-матери: Дайте малышу легкую коляску или тележку для продуктов и
отправьте его на прогулку с куклой. Малыш будет разговаривать с ней, и это
поможет ему развивать речевые навыки. Развитие
координации Работа с граблями: Смастерите для ребенка "грабли",
прикрепив к палочке расческу. Разложите на столе игрушки, посадите малыша за
стол и покажите, как собирать "граблями" игрушки, которые не достать
рукой. Помните, что в эту игру ребенок может играть только сидя. Не позволяйте
ему расхаживать с палкой по дому. Игра теней: В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите
ему, как двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу. Брось горошину: Дайте ребенку сухой горох и большую миску или
ведерко. Покажите, как нужно высыпать горох в миску. Игра в мяч: Пустите большой надувной мяч катиться по наклонной
плоскости или слегка ударьте им о стену, и пусть малыш поймает его. Это занятие
помогает ребенку лучше координировать движения. Высокая ступенька: Если ваш ребенок уже умеет ходить, сложите перед
ним кубики в ряд и предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу
научиться сохранять равновесие. Узкий тоннель: Расставьте ноги так, чтобы малыш мог пройти между
ними. Это поможет ему больше узнать о своем положении в пространстве. Привяжите веревочку: Если малыш научился ходить, наденьте на
игрушечного зверька "поводок" и отправьте ребенка на
"прогулку". Игрушка, на которой можно сидеть: Если малыш уже уверенно ходит, ему
можно купить игрушку, на которой можно сидеть. Она должна быть устойчивой и
достаточно низкой, чтобы ребенок мог сам на нее забираться. Игра с прищепками: Покажите ребенку, как прицепить старые бельевые
прищепки по краям банки из-под кофе. Эта игра отлично помогает развить
координацию движений. Мамин помощник: Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой
стол и стул. Маленький стульчик: Детям, которые научились ходить, нравится сидеть
на маленьком стульчике или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький
детский шезлонг или стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким,
чтобы малыш мог взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно
сразу удобно сесть на стульчик. Выскакивающая игрушка: Теперь, когда у ребенка достаточно развита
координация движений, ему нравится ударять по предметам, реагирующим на его
действия. Существует много игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают
наружу, если по ним сильно стукнуть. Принятие решений Поиски туфли: В дождливый день маме приходится напрягать все свое
воображение, чтобы как-то развлечь малыша. Поставьте вместе пару туфель. Дайте
одну из них в руки малышу и попросите его найти вторую. Если ему удастся это
сделать, принесите другую пару. Если малышу будет трудно найти парную туфлю,
помогите ему. Игра с сумочкой: Дайте малышу старый бумажник, несколько ключей и
сумочку. Ребенку будет приятно почувствовать себя обладателем таких
"сокровищ". В то же время он попытается открыть сумочку и положить
туда бумажник или просунуть ключ в замочную скважину. Так малыш познает мир
окружающих его предметов. Кубики: Постройте башню из кубиков, а затем предложите это сделать
ребенку. Волшебные чашки: Ваш малыш обладает вполне развитым интеллектом и
любит решать сложные задачки. Поставьте перед ним две перевернутые чайные
чашки. Под одну из них положите игрушку. Спросите малыша: "Где
игрушка?" - поднимите чашку, чтобы показать ему спрятанный предмет.
Проделайте эту операцию несколько раз. Затем попросите ребенка найти нужную
чашку. Катушки с разноцветными нитками: Дайте ребенку коробку с крышкой, где
лежат несколько катушек среднего размера с голубыми нитками и одна большая с
красными. Проделайте в крышке дырочку, достаточно большую для голубых катушек и
слишком маленькую для красной. Вскоре малыш обнаружит, какая катушка пролезает
в дырочку, а какая нет. Поездка через тоннель: Соорудите из картонных коробок тоннель.
Покажите ребенку, как пустить через него машинку. Малыш будет с интересом
наблюдать, как она появляется с другого конца. Игра с картонной трубкой: Дайте малышу длинную картонную трубку.
Покажите, как ею подталкивать мячик, чтобы он катился по полу. Ванна для куклы: Положите в детскую ванночку большую куклу, и пусть
малыш купается вместе с ней. Вымойте кукле волосы, а затем предложите это
сделать ребенку. Время отдыха Чашки с блюдцами: Прежде чем ребенок научится считать, он должен понять,
что означает слово "один". Возьмите пластмассовые чашки и блюдца.
Поставьте блюдце. Поставьте еще несколько чашек и блюдец, приговаривая:
"Вот еще одно блюдце, вот еще одна чашка". Исчезающий человечек: Сделайте дырочку в бумажном стаканчике и протащите
через нее соломинку. К той части, которая в стаканчике, прикрепите круглый
кусочек картона. Изобразите на нем рожицу из кусочков ткани и тесемки. Покажите
малышу, как нужно двигать соломинку вверх и вниз, чтобы рожица появлялась и
исчезала. Семейный альбом: Сделайте для ребенка отдельный альбом с семейными
фотографиями. Поместите туда фотографии знакомых ему людей и любимых животных. Почитайте малышу книжку: Почитайте малышу книжку. Посмотрите, сможет
ли он самостоятельно переворачивать страницы. Памятный подарок: Сохраните визитные карточки, приглашения, ленточки
и другие предметы, оставшиеся после его первого дня рождения. Положите их в
альбом вместе с праздничными фотографиями. Заглядывая в альбом, малыш будет с
удовольствием вспоминать свой первый день рождения.
Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"