На одиннадцатом месяце жизни заметно увеличивается объем разученных малышом
действий с игрушками и бытовыми предметами - если мамы и папы не жалели своего
времени на это разучивание, конечно же. Только от взрослых, постоянно
пребывающих рядом с малышом, зависят умения одиннадцатимесячного человека -
начиная от умения нанизывать кольца разбирающейся пирамидки на ее стержень и
заканчивая умением подкрашивать кукле губы маминой помадой:) Дети этого
возраста могут многое, причем выполняют они освоенные действия как по своему
желанию, так и по инструкции, полученной от взрослого - благо, что развитие
сенсорной речи ребенка продолжает идти стремительными темпами. В это время
многие малыши, к восторгу родителей, уже демонстрируют первые признаки умения
обобщать - например, в ответ на просьбу "принести маме мячик" ребенок
может запросто принести любой из имеющихся поблизости он него мячей, а
не только тот, с которым он обычно играет.
Не стоит на месте и речь разговорная - к концу 11-го месяца многие малыши уже
довольно уверенно пользуются несколькими простыми в произношении нормальными
или "облегченными" словами (вроде "дай",
"би-би" или "ам-ам"). Не говоря уже о том, что теперешний
лепет ребенка является куда более разнообразным и сложным, чем тот, которым он
пользовался каких-то пару месяцев тому назад.
Продолжают прогрессировать моторные умения ребенка - все его движения становятся
более координированными и уверенными, а уровень активности постоянно растет. К
концу этого месяца все большее и большее количество малышей пополняет славные
ряды "прямоходящих" - но если Ваш ребенок до сих пор не освоил этого
умения, нет ни малейшего повода для беспокойства. Отнюдь не все должны
непременно быть "молодыми да ранними". К концу одиннадцатого
- началу двенадцатого месяцев жизни малышу "официально положено"
уметь самостоятельно стоять на расставленных ногах в течение всего лишь 20-30
секунд:)
Играем с малышом
Поездка в автомобиле: Ребенку нравится ездить в машине, но теперь
он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или
бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия. Возьмите ребенка в магазин за покупками: Собираясь в магазин за
продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на
детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в
корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь
съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от
которой будет трудно избавиться. Новые друзья: Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему
нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к
незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку. Поход в ресторан: Родителям, так же как и детям, нравится иногда
питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то,
что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик
и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и
едой для малыша. Игры с другими детьми: Ваш ребенок стремится к общению с другими
детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с
интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С
ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по
отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут
смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками. Время игр Покормите куклу: Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу
мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку,
как это делается, он поймет, о чем вы говорите. Дочки-матери: Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет
ли он причесывать ей волосы. Юмор: Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора.
Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное.
Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите,
как смеется ваш малыш? За окном: Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка,
поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно. Новые открытия Чувство ритма: Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной
ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных. Через тоннель: Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную
трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце
тоннеля. Наденьте куклу на руку: Дайте малышу на руку куклу, и пусть он
заставляет ее двигаться. Игрушка с ленточкой: Привяжите разноцветные тесемки к двум самым
любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на
некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за
ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он
научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну,
а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки. Заводная игрушка: Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно
управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого
рычажка малыш может регулировать ее движение. Развитие
координации "Гимнастическое бревно": Положите на пол хорошо
отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти
сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю
доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью
до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще
интереснее. Клейкая бумага: Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной
вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш
пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с
удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и
ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест. Помогите малышу спуститься с лестницы: Если малыш научился
взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе
или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться
с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.) Стул вместо ходунков: Если малыш начал ходить, покажите ему, как
держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате. Пусть малыш покатает коляску: Если ребенок только учится ходить,
дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью
которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться.
(Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.) Босиком по полу: Если ребенок ходит самостоятельно или держится за
вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть
он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве. Принятие решений Печенье в коробочке: Положите кусочки крекеров в маленькую
коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте
баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье. Игра в мяч: Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению
к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в
мячик, стараясь поддерживать ритм. Заверните игрушки: Оберните игрушки фольгой или бумажным
полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или
лентой. Холодные предметы: Вернувшись из магазина и положив продукты в
холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать.
Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок
поможет вам положить их в холодильник. Сшейте для ребенка сумку: Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы
он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок
достает их. Как обуть туфли: Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно
обувать. Домашние животные: Если вы собираетесь завести домашнее животное,
лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того,
чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок
подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет
уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с
четвероногим другом. Сидящие игрушки: Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно
посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее
в сидячее положение. Повседневные
дела Время кормления Сыпучие продукты: Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из
одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем
занимаясь переливанием воды. Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите
ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется
немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует. Рисунок из муки: Если вместо карандаша использовать муку, то
получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой
поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать
кружки, зигзаги и прямые линии. Крекеры: Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или
варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков.
Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности. Самообслуживание: Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или
другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное
удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать. Чашка и ложка: Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться
наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и
наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться.
Для большего интереса положите в воду кусочки льда. Время купания Утиный суп: Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт.
Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и
объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных
утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это
занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер. Чистая ванночка: Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему
понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз. Зачерпни и вылови: Дайте ребенку сито и несколько маленьких
игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра
способствует развитию координации движений. Зубная щетка: Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он
чистить зубы. Переодевание Игра с наклейками: Переодевать малыша всегда трудно, но можно
облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет
с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без
труда его переодеть. Одежда для мишки: Сшейте для игрушечного мишки маленькую
распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет
его во время переодевания. Клейкая лента: Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время
переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это
помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы
меняете ему одежду. Время отдыха Картинки, которые умеют пищать: Сделайте для малыша книжечку с
картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок
будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах,
где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под
кусочки ткани в своей самодельной книге.) Одежка на молнии: Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии.
Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и
застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые
необходимые навыки. Игра с перчатками: Игра с большими перчатками заставит малыша
решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как
нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку
на ногу. Песня в автомобиле: Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие
во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и
капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как
быстро он успокоится.
Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"