На протяжении седьмого месяца жизни продолжают
интенсивно совершенствоваться те навыки и умения, что уже были освоены малышом
ранее. В частности, претерпевает прогрессивные изменения
речевая продукция - в это время разговорный лепет усложняется, малыш подолгу и
"с чувством" повторяет понравившиеся ему звукосочетания, подчас
довольно непростые. Полным ходом идет и подготовительный этап развития
сенсорной речи: в возрасте семи месяцев ребенок уже способен адекватно
реагировать на вопрос "где?", заданный взрослым. Обычно семимесячный
малыш без особого труда находит заданный объект или предмет взглядом. Серьезно продвигается вперед моторика малыша - в
ходе седьмого месяца многие дети уже умеют не только уверенно сидеть без
поддержки, но и самостоятельно садиться. Немало малышей этого возраста способны
ползать - пока еще "по-пластунски", но уже довольно быстро и в самых
разных направлениях. Впрочем, некоторые дети предпочитают обходиться без
данного типа передвижения, сосредотачиваясь на освоении вертикального положения
- они пробуют вставать. Следующим этапом обычно становится шаговое перемещение
вбок вдоль подходящих по высоте для захвата ручками предметов - мебели,
поручней манежа и т.д. Правда, в подавляющем большинстве случаев это происходит
несколько позже - хотя отдельные индивиды семи месяцев от роду уже способны
довольно уверенно "ходить" с поддержкой по периметру манежа. Значительно более координированными и
разнообразными становятся акты мелкой моторики - ребенок седьмого месяца жизни
уже способен "задать перцу" игрушке, попавшей в его руки.
Размахивание, бросание, уверенно осуществляемая "проба на зуб" и
питье из чашек .
Играем с малышом
Смотрим, как играют другие дети: Ребенку нравится наблюдать за играми
других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести
среди них друга. Слушаем магнитофон: Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки.
Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму,
или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии. Игрушки, с которыми можно играть: Дети любят играть, находясь в
разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с
детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки. Имена игрушек: Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые
названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка,
банан, клоун. Время игр Новые открытия Покажите малышу картинки: Вырежьте из журнала большие картинки с
изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на
листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на
колени и "почитайте" ему. Кукла в зеркале: Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите
ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение.
Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником. Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка: С каждым днем
ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы.
Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия
- пищать, растягиваться, выскакивать и т. д. Падающий шарик: Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится
играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую
жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите
руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет
у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь
ему совсем не понадобится. Развитие
координации Как сохранить равновесие: Попробуйте посадить малыша на низкий
стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет
дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить
равновесие. Покачайте малыша вверх и вниз: Слушая песенку, малыш будет заранее
смеяться в ожидании предстоящего "прыжка". Игра с надувным мячом: Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так
чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и
наблюдать, как он раскачивается. Перетягивание каната: Поиграйте с малышом в "перетягивание каната".
Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой.
Ребенку понравится эта веселая игра. Принятие решений Игрушка с тесемкой: Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или
клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли
"танцевать". Маленькие мячики: Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков.
Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с
ними. Стукнем друг о друга: Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга
двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения. Спрятанная игрушка: Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок
услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует
найти ее. В какой руке? Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте
ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет
спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то
это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет
пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить
игрушку, покажите ее еще раз. Повседневные дела Время купания Плавающие игрушки: Опустите в детскую ванночку несколько маленьких
забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них,
рассказывайте ему историю об этом персонаже. Плавание на спине: Наполните ванночку на 5-10 сантиметров,
положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и
ножками. Игрушка для переодевания: Если ваш ребенок не любит переодеваться,
держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его. Пойте
малышу песенки Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку. Вот как мы моем наши ножки, Наши ножки, наши ножки, Вот как мы моем наши ножки Рано по утру. Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся
и т. д. Чашка в ванне: Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше
проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может
наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться. Время кормления Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие
кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра. Рисунки пальцем: Вылейте немножко йогурта на детский столик, за
которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами. Дайте малышу спагетти: Ребенок с удовольствием будет разрывать на
кусочки вареные макароны или спагетти. Без посторонней помощи: Дайте малышу самому подержать рожок, но не
настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к
такой самостоятельности. Время отдыха Почитайте малышу книжку: В этом возрасте уже можно начинать читать
детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими
картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно.
Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них
изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь
закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно
доставлять ему удовольствие и радость. Выключаем свет: Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу:
"Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.
Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до
года"