Трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на
животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в
вертикальном положении, так же малыш уже умеет быть «собеседником» — пусть пока и
не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у
взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом
фиксировать взглядом лицо другого человека, обратившегося к нему. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается
(впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития
речи — гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка
становится все разнообразнее — произносимые (как гласные, так и согласные) звуки
нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы»
или «г-у-у». Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного
прогресса в развитии эмоциональной сферы ребенка.Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни
способны демонстрировать так называемый «комплекс оживления» — позитивную
эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. А еще дети трех месяцев жизни нередко умеют
опираться на ножки — если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки
этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его
туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и
плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и
«стоит», опираясь на всю ступню. Использовать это моторное «умение» ребенка в
качестве физического упражнения не следует — потому что опорно-двигательный
аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в
результате придания телу вертикального положения. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на
живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90,
или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться
ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и
без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет
даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.
Играем с малышом
Игрушки над детской кроваткой В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические
возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по
разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными
игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять
игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться.
Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем
ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем
лицом, это сделает игру еще более забавной. Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с
малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него.
Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать
за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за
полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов. Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком,
используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить
громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая
малыша. Когда наступит его очередь "говорить", подождите, пока он
закончит "фразу" и затем повторите то, что он "сказал". Чем
чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет
"гулить". Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая
стишок, заменяйте слова "детка, крошка" именем ребенка. Пригласите гостей: Пригласите в гости какого-нибудь малыша.
Разумеется, дети слишком малы, чтобы играть вместе, но они обязательно заметят
друг друга. В то же время вам будет интересно поделиться опытом с другими
родителями. Пойте ребенку песни: Пение - одно из самых полезных занятий, которые
мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере
того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия,
при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его
к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего
нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.
Время игр Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения
и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые,
зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он
может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые
нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он
будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и
решать новые задачи. Делаем открытия Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность
понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на
собак, кошек и птичек. Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и
опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо. Повесьте в манеже бусы: Манеж - прекрасное место для трехмесячного
малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и
переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в
манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о
друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек
можно повесить между двух стульев.) Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать
музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм.
Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью
деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и
медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать
изменения в ритме. Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно
пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на
нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова
потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше
узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук. Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик
овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку
(чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите
его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите,
как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится
радоваться новым ощущениям. Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще "гулил" и произносил
разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не
забывайте смотреть ему в глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про пчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук "ж". Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя
для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш
прикоснется к каждому пальцу. Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются
неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет
знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите
коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую
песенку: По кочкам, по кочкам, По рыхлым дорожкам. Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул
вниз. В ямку - бух!Развитие
координации Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите,
одновременно приговаривая: Хоп, хоп, Хлоп, хлоп. Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так
чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую
можно напевать во время этого упражнения: Вот малышка мой садится, Вот малышка мой ложится. Смотрит он па погремушку Как качаются игрушки. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность
по-новому увидеть окружающий мир. Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его
спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и
вперед. Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую
поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет
удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение
поможет ребенку научиться ползать самостоятельно. Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство
детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на
спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу
развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно
покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его,
слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Покачивайте малыша в ритме веселой песенки - подойдет любая мелодия. В этом
возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во
сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете
ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с
трудностями. Развитие мышления Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка
погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте,
поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум. Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На
расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону
яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения
глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу. Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог
его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова
позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так
же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать. Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к
нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно,
удастся ли малышу достать его ножкой? Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно
повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок,
ожидая появления кольца, будет искать его глазами. Повседневные дела Время кормленияЛасковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его
держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно
придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы
он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо,
глаза, нос, рот и волосы. Время купанияПусть купание станет частью ваших ежедневных забот о
ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание,
кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать
необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша. Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя.
Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть
на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои. Голова и плечи, колени и пальцы, Колени и пальцы, колени и пальцы. Голова и плечи, колени и пальцы, Глазки и ушки, рот и нос. Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку.
Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он
узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и
скользкие. Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть,
примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте
его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите
кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко
выскользнуть из рук. Время одевания Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите
его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких
неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо
сделать ему легкий массаж. Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько
упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку. Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как
"говорят" разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает
кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам,
улыбнется и, может быть, даже расхохочется. Время отдыха Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого
специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем,
как они медленно парят в воздухе. Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка
на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать - он
даже подумает, что вы говорите с ним! "Тик-так" тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и
пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может
быть, поможет уснуть.
Мэрилин Сигал "Ребенок играет от рождения до года"